Я бы хотел поговорить о разных стилях общения с клиентом на этапе сбора и обсуждения требований.
БОКС
Метод простой и прямолинейный. Вы - профи, клиент не специалист. Вы – авторитет, он, в лучшем случае, любитель. В конце концов, он к вам пришел за советом и помощью, так пусть слушает, что ему говорят!
АЙКИДО
Более тихий и спокойный подход. Вы не высказываете своего мнения и не критикуете чужие идеи. Вы лишь задаете правильные уточняющие вопросы.С одной стороны клиент САМ корректирует свои пожелания и идеи, а с другой, вы гораздо лучше понимаете природу его хотелок и его бизнеса и, зачастую, сами меняете свою точку зрения относительно возможности и целесообразности ваших проектных решений.
И тут важно понимать, что вопросы это не только способ получение информации, но и способ управления разговором. Правильно задаваемые вопросы позволяют вам быть в беседе ведущим а не ведомым.
О том, какие вопросы бывают, и как их лучше использовать, я бы и хотел поговорить.